Ю.А. ПОПОВ, И.Л. ТЕРЕШКИН1, В.И.
ЧУЧКИН, А.Н. ШКОЛИН1
Московский инженерно-физический институт (государственный университет)
Международный научно-технологический парк «Технопарк в Москворечье»
1АНО «Центр развития малого бизнеса и социально-правовой
помощи молодежи
«Бизнес-Инкубатор Энергет», Москва
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ
ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ЮАО г. МОСКВЫ
Вносится
предложение по созданию, с привлечением инвестиционного ресурса, в ЮАО г.
Москвы молодежного инновационного инкубатора.
Инновационная инкубация, как
одна из форм поддержки научно-технической молодежи, давно признана во всем мире
самым действенным способом развития новых направлений науки. В различных
зарубежных источниках инкубаторы именуются по-разному, например «инновационный
центр», «предпринимательский центр», «технологический бизнес-центр»,
«технопарк» и др. Однако отличительной особенностью данной формы организация
является то, что в первую очередь такая структура занимается развитием не
конкретного товара или идеи, а независимого хозяйствующего субъекта. В развитых
странах инкубаторы организуются и финансируются за счет средств местных органов
власти, университетов и других учебных заведений, промышленных корпораций,
субсидий (часто безвозвратных) от центрального правительства. Вместе с тем
деятельность бизнес-инкубаторов базируется на использовании значительных
объемов капитализированных средств, т. е. средств, уже вложенных в недвижимость
и научно-производственные фонды, причем речь идет именно о долговременных и
рискованных вложениях. Таким образом, создание инновационных инкубаторов могут
позволить себе только достаточно стабильные в финансовом отношении структуры.
Следует отметить, что создание значительного числа инкубаторов, действующих в технопарковых
структурах при университетах в экономически развитых странах, объясняется в
немалой степени тем фактом, что университеты за свою многолетнюю, иногда
вековую, историю сформировали достаточно крупные финансовые и иные фонды и
являются крупными владельцами земли и прочей недвижимость.
Будущее любого города –
молодежь, а для Москвы это верно вдвойне. Часто это деловые, целеустремленные
люди. Именно молодые предприниматели и специалисты будут определять деловой мир
столицы в ближайшем будущем. И от того, какими они станут, будет зависеть облик
и культура делового мира – элиты страны. Привлечь молодежь к процессу
самореализации в ее профессиональной сфере, показать ей дорогу к успеху –
важнейшая задача современности, задача сегодняшнего дня.
Наш опыт работы с молодежью
показывает, что основными проблемами, как самих молодых людей, так и тех
органов, которые призваны заниматься этим направлением, являются следующие:
·
Отсутствие общего дела, общей идеи и цели, на реализацию которой можно
было бы направить свою энергию;
·
Неразвитость рычагов (экономических, социальных, психологических) с
помощью которых можно направлять деятельность молодежи;
·
Слабый контакт органов местного самоуправления с массой молодежи. И как
следствие этого незнание или неправильная оценка реальных интересов и
потребностей молодых людей.
Можно констатировать: данные
проблемы типичны для многих регионов России. Типичны они и для Москвы. Во многих
округах уже ведется работа по созданию инновационной и деловой среды для деятельности
молодых людей. Вышеозначенные проблемы решаются различными путями. Например в ЦАО г. Москвы уже создана и успешно действует
такой инкубатор.
Описанные выше проблемы, при
недостаточности работы по их решению могут привести к следующим последствиям:
·
Рост преступности в молодежной среде, напряженность, рост конфликтных
ситуаций и конфликтов, безразличность к своей жизни и к окружающим –
наркомания;
· Непредсказуемость выступлений
и действий отдельных групп молодых людей, невозможность превентивно повлиять на
подобные акции;
·
Разобщение молодежи, как в отношениях друг с другом, так и в отношении к
властям, городу, окружающим и т. д. Рост недоверия со стороны молодежи.
Необходимо приступить к
созданию молодежной инновационной среды и в Южном Административном Округе. Это
позволит снизить напряженность в молодежной сфере, подтвердит
гибкость и своевременность политики администрации округа и будет выгодно
отличать его на фоне других.
Последнее десятилетие резко
изменило представления молодежи о патриотизме. Во времена Советского Союза
роль патриотических организаций выполняли военно-патриотические клубы,
спортивные организации и иные учреждения также военно-спортивной ориентации.
Сегодня, молодежь уделяет гораздо больше внимания своей финансовой независимости,
возможности самостоятельно развиваться интеллектуально и материально. Именно
наличие возможности получения дополнительного образования, кредитов и
консалтинговых услуг, реализации своих предпринимательских проектов и инновационных
идей определяет возможности того или иного региона или страны в деле сохранения
и укрепления своих научных и деловых кадров, что, безусловно, является одним из
важнейших факторов экономического и социального благополучия государства. Таким
образом, именно создание благоприятной среды для развития научно-технического
творчества молодежи должно явиться ключевым моментом в стратегическом
планировании развития патриотизма российской молодежи.
Подобные организации уже в
советское время доказали свою эффективность (так называемые ЦНТТМ – центры
научно-технического творчества молодежи, благодаря которым было реализовано
значительное число разработок и идей,
исходящих от интеллектуальной молодежи, в нашей стране), и сегодня необходимо
создание сети Молодежных инновационных инкубаторов и молодежной инновационной
среды между ними. Данные организации, по нашему мнению, будут максимально
приспособленными к текущим экономическим реалиям, вовлекая молодежь в среду инновационного
предпринимательства.
Для трудоустройства молодых
специалистов и увеличения числа малых предприятий в округе, мы предлагаем
начать работу по созданию пилотного Молодежного Инновационного Инкубатора в
нашем округе. Система безусловно, должна отвечать
условиям, при которых любая творческая инициатива может найти поддержку уже на этапе своего зарождения.
Работа по созданию МИИ
должна содержать следующие этапы:
1. Получение поддержки проекта
со стороны органов местного самоуправления
2. Внесение проекта в план
развития округа, включение в план финансирования
3. Получение площадей на
территории округа для размещения на них МИИ
4. Получение финансирования на
обеспечение деятельности МИИ
5. Создание пилотного проекта
МИИ в ЮАО
6. Запуск проекта и его отладка
7. Создание единого
информационного поля молодежных инициатив
8. Подключение к проекту всех
учебных заведений округа
9. Отладка взаимодействия МИИ и
учебных заведений
10. Контроль
за деятельностью МИИ и создание вокруг него молодежной инновационной среды
11. Комплексное решение молодежных
проблем в ЮАО
Остаётся открытым вопрос о
ресурсах для данного проекта.
Ожидаемая социально-экономическая эффективность:
– Появление благоприятной среды на рынке молодежного научно-технического предпринимательства для социального партнерства между молодежью, бизнесом и городом.
– Упорядочение информации о молодежных проектах и инициативах
– Повышение уровня компетентности среди молодых специалистов
– Решение вопросов занятости и реализации молодежных проектов
– Осознание уровня причастности к делам города со стороны молодых людей
– Сбережение научно-технических кадров для профессиональной деятельности
– Снижение уровня молодежной безработицы
– Развитие экономики на основе научно-технического прогресса
В рамках создания единого
информационного поля молодёжных инициатив Студенческому инкубатору высоких
технологий технопарка МИФИ предлагается рассмотреть возможность разработки ряда
проектов в сети Internet. Эти проекты будут способствовать формированию инфраструктуры
для повышения созидательной активности молодёжи в ЮАО г. Москвы, Столице и
РФ в целом.
Инструментальные средства
для проектов могут быть созданы в технопарке МИФИ с использованием опыта
организации шести международных телекоммуникационных конференций в сети Internet
«Молодёжь и наука», проводимых по программе ежегодных научных сессий МИФИ.